|
Электронный программно-методический комплекс (ЭПМК)
Почему я взялся за создание учебного пособия, если их и так существует довольно много? Дело в том, что все они заточены либо под программу средней школы, либо под ВУЗ. Кроме того:
- Появился нормальный учебник по физике для ССУЗов:
Физика (для нетехнических специальностей): учебник. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / П.И. Самойленко, А.В. Сергеев. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 400с
- Возникла насущная необходимость внедрять в преподавание физики информационные технологии. Самый первый шаг – создание электронного учебного пособия. Была попытка №1 (с помощью студентов групп информатики), когда я попытался перевести 1:1 содержание печатного пособия в электронный вид, причем не просто отсканировать и перевести в PDF-формат, а сделать гипертекстовое пособие. Задача эта оказалась очень сложной и была отложена на этапе, когда по отдельным темам уже были сделаны гипертексты.
- Группы информатики ушли, и помочь мне было больше некому. Тогда я решил снова начать все с нуля (попытка №2). К этому времени у меня имелся достаточно большой объем разработанных мною учебно-методических материалов по физике в бумажном виде, где по каждой теме имелись:
- описания, схемы, чертежи, практические замечания и рекомендации по демонстрационным экспериментам;
- полный конспект лекции;
- комплект наглядного и дидактического материала;
- контрольные вопросы;
- справочные материалы;
- примеры решенных задач для коллективной работы;
- набор задач для самостоятельной работы;
- физический диктант;
- компьютерный тест.
- Первая задача была поставлена следующая: создать гипертекстовое электронное пособие по содержанию моих лекций с учетом нового учебника. Однако, жизнь внесла некоторые коррективы. Где-то с середины нулевых годов наметилась явная тенденция снижения базового уровня знаний, с которыми приходят к нам абитуриенты из школы. Причем, практически, по всем предметам, а не только по физике и математике. Имея опыт общения (на занятиях по физике и информатике) с таким контингентом, я решил значительно упростить содержание учебного материала (отсюда, кстати, и название моего ПМК: «PHYSICS easy» – «физика легкая», в смысле, для мозгов).
- По мере переработки материалов лекций, создания иллюстраций, чертежей, схем, стали проявляться «параллельные» материалы, которые также намечено было включить в данное пособие:
- «персоналии» - информация об ученых, о которых имеется упоминание в данной теме;
- иллюстрации в виде фотографий, схем, рисунков, которые я, в основном, брал в Интернете, не обращая внимания ни на какие авторские права;
- дополнительные материалы в виде отдельных страниц, на которые можно перейти по сноскам из основного содержания; я их называю «модулями расширения», поскольку именно через них студенты глубже, подробнее, нагляднее, а иногда – на ином или более высоком уровне могут освоить основной материал;
- указания на конкретные страницы в основных печатных учебных пособиях;
- контрольные вопросы по теме, составленные таким образом, чтобы ответы на них полностью раскрывали основное содержание и являлись конспектом;
- справочные материалы по теме: физические величины, обозначения и единицы измерения в «СИ»;
- примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения.
- В процессе «обкатки» ПМК на учебных занятиях в него была включена программа (свобоное ПО) «Начала электроники» по моделированию простых электрических цепей, которая позволяет выполнить до 10 виртуальных лабораторных работ по постоянному и переменному току. Содержание лабораторных работ и справочную информацию данной программы я значительно переработал, изменил, расширил и уточнил.
- Практика учебных занятий выявила необходимость создания вводной «презентации» по каждой теме.
- Справочные материалы «глобального» характера, которые нужно было вставить в основное содержание ПМК.
Таким образом к концу 2010-11 уч. года стала проявляться следующая (упрощенная) структура ПМК – именно тогда я стал так называть мое бывшее гипертекстовое учебное пособие:
- Планирую добавить:
- видео демонстрационных экспериментов;
- программу компьютерного моделирования (СПО), позволяющую выполнять простые эксперименты практически на каждом теоретическом занятии;
- ссылки на интернет-ресурсы непосредственно из ПМК;
- списки тем для докладов, рефератов, проектов.
- Что мне лично дает ПМК, кроме постоянной необходимости дополнять и модернизировать его?
- возможность реализовать свои творческие планы: я не привык работать «как все»; я привык работать по-своему, может быть, иначе, но не хуже, чем многие другие;
- возможность подойти, практически, к каждому студенту индивидуально;
- возможность варьировать содержанием учебного материала в зависимости от «погоды» - стандартов, учебных планов, программ и т.п.
- высвобождение учебного времени для личного творчества;
- наглядное применение информационных технологий при изучении физики.
- Что это дает студентам?
- доступ сразу ко всему материалу, возможность оценить объем, перспективу и личные умственные силы;
- возможность индивидуальной работы в своем темпе;
- возможность досрочного завершения изучения курса физики;
- возможность ликвидировать пробелы в знаниях в любое свободное (имеется в виду мое) время;
- возможность расширить свои «горизонты познания» и познакомиться с новыми физическими идеями, теориями, практикой применения физики на современном этапе (через глобальную сеть).
Покажу основные моменты:
1.
Запуск --> открывается титул -->
клик --> открывается краткая структура ПМК -->
Теория -->отображается полное содержание теоретической части ПМК -->
включая литературу основную и дополнительную -->
клик по теме --> отображается полное содержание темы -->
в которой имеются сылки на персоналии -->
и ссылки на допонительные материалы -->
в конце темы --> контрольные вопросы -->
справочная информация -->
и задачи -->
после изучения темы --> тест -->
Скачать или выполнить тест по теме "Электромагнитные волны"
Глобальная справка -->
К выполнению лабораторных работ -->
конкретная работа -->
во время выполнения работы всегда можно обратиться к справке -->
результат выполнекния работы может быть оформлен в Excel -->
или на бумаге.
Пример презентации по теме -->
Презентация обязательно сопровождается рассказом преподавателя.
Скачать или просмотреть презентацию. |