Я не мыслил когда-то физики без соответствующих приборов. Без них нельзя было обойтись при демонстрациях и при выполнении лабораторных работ. Но, со временем, моя позиция изменилась. И дело не во мне. Я умел и умею показать и объяснить многое, но постепенно студенты перестают меня понимать. Особенно это относится к первокурсникам на базе 9 классов. В 90% случаев их впечатление от более-менее серьезной демонстрации сводится к восклицанию "Прикольно!". Я пробовал много раз настраивать их на анализ, наталкивал на выводы, но... в 90% я слышал такой детский лепет, что приходилось тайком смахивать слезы умиления. Где же выход? Мы все знаем, что наш президент - большой поклонник современных информационных технологий. Он мне и подсказал, что выход нужно искать в виртуальности: виртуальный демонстрационный эксперимент, виртуальная лаборатория. Чем я хуже других? В конце-концов, "Ведьмы мы, али не ведьмы? Мы патриотки, али нет?!"
Но иногда накатывает ностальгия по былым временам, по студентам, которые меня понимали и которым было интересно... Все-таки, чтобы работать с реальными приборами, руки должны расти откуда следует, а мозги должны этими руками управлять!
1. Набор для выполнения лабораторных работ по радиотехнике - так он назывался в далеком 1960 году. Тогда еще азы радиотехники изучали в курсе физики, и ученики были способны понять это. В качестве активных элементов использовались радиолампы.
Набор полностью работоспособен, но я не доверю его никому из сегодняшних студентов.
2. Универсальный усилитель дорог мне тем, что изготовлен в мастерских ФИЗФАКа МГПИ им. В.И. Ленина, где я учился и где тоже кое-что из оборудования изготавливал. Славные были времена!
3. Электронно-лучевая трубка (1991 г) на подставке (блок питания).
4. Прибор для демонстрации давления света (1966 г)
5. Рентгеновская трубка (1960 г)
6. Катушка Румкорфа (1963 г)
7. |