на главную

Сергей Аггеевич

 

Электронный программно-методический комплекс (ЭПМК)

Почему я взялся за создание учебного пособия, если их и так существует довольно много? Дело в том, что все они заточены либо под программу средней школы, либо под ВУЗ. Кроме того:

  1. Появился нормальный учебник по физике для ССУЗов:
    Физика (для нетехнических специальностей): учебник. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / П.И. Самойленко, А.В. Сергеев. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 400с
  2. Возникла насущная необходимость внедрять в преподавание физики информационные технологии. Самый первый шаг – создание электронного учебного пособия. Была попытка №1 (с помощью студентов групп информатики), когда я попытался перевести 1:1 содержание печатного пособия в электронный вид, причем не просто отсканировать и перевести в PDF-формат, а сделать гипертекстовое пособие. Задача эта оказалась очень сложной и была отложена на этапе, когда по отдельным темам уже были сделаны гипертексты.
  3. Группы информатики ушли, и помочь мне было больше некому. Тогда я решил снова начать все с нуля (попытка №2).  К этому времени у меня имелся достаточно большой объем разработанных мною учебно-методических материалов по физике в бумажном виде, где по каждой теме имелись:
    1. описания, схемы, чертежи, практические замечания и рекомендации по демонстрационным экспериментам;
    2. полный конспект лекции;
    3. комплект наглядного и дидактического материала;
    4. контрольные вопросы;
    5. справочные материалы;
    6. примеры решенных задач для коллективной работы;
    7. набор задач для самостоятельной работы;
    8. физический диктант;
    9. компьютерный тест.
  4. Первая задача была поставлена следующая: создать гипертекстовое электронное пособие по содержанию моих лекций с учетом нового учебника. Однако, жизнь внесла некоторые коррективы. Где-то с середины нулевых годов наметилась явная тенденция снижения базового уровня знаний, с которыми приходят к нам абитуриенты из школы. Причем, практически, по всем предметам, а не только по физике и математике. Имея опыт общения (на занятиях по физике и информатике) с таким контингентом, я решил значительно упростить содержание учебного материала (отсюда, кстати, и название моего ПМК: «PHYSICS easy» – «физика легкая», в смысле, для мозгов).
  5. По мере переработки материалов лекций, создания иллюстраций, чертежей, схем, стали проявляться «параллельные» материалы, которые также намечено было включить в данное пособие:
    1. «персоналии» - информация об ученых, о которых имеется упоминание в данной теме;
    2. иллюстрации в виде фотографий, схем, рисунков, которые я, в основном, брал в Интернете, не обращая внимания ни на какие авторские права;
    3. дополнительные материалы в виде отдельных страниц, на которые можно перейти по сноскам из основного содержания; я их называю «модулями расширения», поскольку именно через них студенты глубже, подробнее, нагляднее, а иногда – на ином или более высоком уровне могут освоить основной материал;
    4. указания на конкретные страницы в основных печатных учебных пособиях;
    5. контрольные вопросы по теме, составленные таким образом, чтобы ответы на них полностью раскрывали основное содержание и являлись конспектом;
    6. справочные материалы по теме: физические величины, обозначения и единицы измерения в «СИ»;
    7. примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения.
  6. В процессе «обкатки» ПМК на учебных занятиях в него была включена программа (свобоное ПО) «Начала электроники» по моделированию простых электрических цепей, которая позволяет выполнить до 10 виртуальных лабораторных работ по постоянному и переменному току. Содержание лабораторных работ и справочную информацию данной программы я значительно переработал, изменил, расширил и уточнил.
  7. Практика учебных занятий выявила необходимость создания вводной «презентации» по каждой теме.
  8. Справочные материалы «глобального» характера, которые нужно было вставить в основное содержание ПМК.

Таким образом к концу 2010-11 уч. года стала проявляться следующая (упрощенная) структура ПМК – именно тогда я стал так называть мое бывшее гипертекстовое учебное пособие:
структура ЭПМК

  1. Планирую добавить:
    1. видео демонстрационных экспериментов;
    2. программу компьютерного моделирования (СПО), позволяющую выполнять простые эксперименты практически на каждом теоретическом занятии;
    3. ссылки на интернет-ресурсы непосредственно из ПМК;
    4. списки тем для докладов, рефератов, проектов.
  2. Что мне лично дает ПМК, кроме постоянной необходимости дополнять и модернизировать его?
    1. возможность реализовать свои творческие планы: я не привык работать «как все»; я привык работать по-своему, может быть, иначе, но не хуже, чем многие другие;
    2. возможность подойти, практически, к каждому студенту индивидуально;
    3. возможность варьировать содержанием учебного материала в зависимости от «погоды» - стандартов, учебных планов, программ и т.п.
    4. высвобождение учебного времени для личного творчества;
    5. наглядное применение информационных технологий при изучении физики.
  3. Что это дает студентам?
    1. доступ сразу ко всему материалу, возможность оценить объем, перспективу и личные умственные силы;
    2. возможность индивидуальной работы в своем темпе;
    3. возможность досрочного завершения изучения курса физики;
    4. возможность ликвидировать пробелы в знаниях в любое свободное (имеется в виду мое) время;
    5. возможность расширить свои «горизонты познания» и познакомиться с новыми физическими идеями, теориями, практикой применения физики на современном этапе (через глобальную сеть).

Покажу основные моменты:
1. Запуск --> открывается титул -->

титул

клик --> открывается краткая структура ПМК -->

краткая структура ПМК

Теория -->отображается полное содержание теоретической части ПМК -->

теоря

включая литературу основную и дополнительную -->

литература

фото основных печатных источников

клик по теме --> отображается полное содержание темы -->

тема

в которой имеются сылки на персоналии -->

Майкл Фарадей

и ссылки на допонительные материалы -->

применение трансформаторов

в конце темы --> контрольные вопросы -->

контрольные вопросы

справочная информация -->

справка по теме

и задачи -->

задачи

после изучения темы --> тест -->

тест

Скачать или выполнить тест по теме "Электромагнитные волны"

Глобальная справка -->

справка общая - периодическая система

К выполнению лабораторных работ -->

лабораторные работы

конкретная работа -->

лабораторная работа

во время выполнения работы всегда можно обратиться к справке -->

справка по лаб работе

результат выполнекния работы может быть оформлен в Excel -->

отчет по работе в Excel

или на бумаге.

Пример презентации по теме -->

презентация по теме

Презентация обязательно сопровождается рассказом преподавателя.
Скачать или просмотреть презентацию.

на главную
Hosted by uCoz